К концу 2016 года на юге России не осталось ни одной местной пассажирской авиакомпании. Таким образом, регион с весьма развитой аэропортовой инфраструктурой некоторое время довольствоваться работой лишь перевозчиков-нерезидентов. Начавшая полеты в сентябре авиакомпания "Азимут", зарегистрированная в Ростове-на-Дону, намерена развивать маршрутную сеть из региона, а ее опыт поможет ответить на вопрос, можно ли генерировать чистую прибыль, формируя свой парк только из самолетов Sukhoi Superjet 100.
B конце прошлого года на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (в их состав входят 15 российских регионов; ареал работы Южного МТУ Росавиации) не осталось местных авиакомпаний. Часть персонала и самолеты "Донавиа" перевели в объединенную авиакомпанию "Россия", а перевозчик "Грозный Авиа" из-за финансовых трудностей тихо ушел с рынка. Таким образом, российский Юг, где проживает почти 18% жителей страны и куда едут отдыхать порой со всех уголков России, остался с хорошей аэропортовой инфраструктурой, но, по сути, без перевозчиков, способных помочь инвесторам быстрее вернуть вложенные в ее развитие средства и заинтересованных в развитии маршрутной сети, не ориентированной на Москву.
Калейдоскоп перевозчиков
В начале 90-х гг. на базе основных авиаотрядов Северо-Кавказского управления гражданской авиации был создан добрый десяток самостоятельных авиакомпаний. Даже в не самых перспективных с точки зрения развития авиации аэропортах (Владикавказ, Нальчик, Элиста и др.) появились независимые базовые перевозчики. Впрочем, история развития всех южных авиакомпаний (за исключением "Донавиа", "Авиационных линий Кубани", "Волга-Авиаэкспресс" и частично "Кавминводыавиа") была связана только с самолетами российского производства предыдущего поколения и априори должна была закончиться уходом с рынка, что в итоге и произошло (табл. 1).
Таблица 1. Основные авиакомпании юга России после 1991 года
Авиакомпания
Основной аэропорт базирования
Основной тип эксплуатируемых ВС к моменту прекращения деятельности
Прекращение деятельности
"Элиста Авиа"
Элиста
Як-40
1998 г.
Ставропольская акционерная авиакомпания
Ставрополь
Як-40
2000 г.
"Астраханские авиалинии"
Астрахань
Ту-134
2005 г.
"Алания"
Владикавказ
Як-42
2009 г.
"Эльбрус-Авиа"
Нальчик
Як-40, Як-42
2009 г.
"Волга-Авиаэкспресс" / AirVolga
Волгоград
Bombardier CRJ200
2010 г.
"Кавминводыавиа"
Минеральные Воды
Ту-154, Ту-204
2011 г.
"Авиалинии Дагестана"
Махачкала
Ту-134, Ту-154
2011 г.
"Авиационные линии Кубани"
Краснодар
Як-42, Ту-154, Airbus A319, Boeing 737CL
2012 г.
"Донавиа"
Ростов-на-Дону
Airbus A319
2016 г.
"Грозный Авиа"
Грозный
Як-42
2016 г.