«Азимут» на Дону

К концу 2016 года на юге России не осталось ни одной местной пассажирской авиакомпании. Таким образом, регион с весьма развитой аэропортовой инфраструктурой некоторое время довольствоваться работой лишь перевозчиков-нерезидентов. Начавшая полеты в сентябре авиакомпания "Азимут", зарегистрированная в Ростове-на-Дону, намерена развивать маршрутную сеть из региона, а ее опыт поможет ответить на вопрос, можно ли генерировать чистую прибыль, формируя свой парк только из самолетов Sukhoi Superjet 100. 


B конце прошлого года на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (в их состав входят 15 российских регионов; ареал работы Южного МТУ Росавиации) не осталось местных авиакомпаний. Часть персонала и самолеты "Донавиа" перевели в объединенную авиакомпанию "Россия", а перевозчик "Грозный Авиа" из-за финансовых трудностей тихо ушел с рынка. Таким образом, российский Юг, где проживает почти 18% жителей страны и куда едут отдыхать порой со всех уголков России, остался с хорошей аэропортовой инфраструктурой, но, по сути, без перевозчиков, способных помочь инвесторам быстрее вернуть вложенные в ее развитие средства и заинтересованных в развитии маршрутной сети, не ориентированной на Москву.

Читайте также:  "Трансаэро" расширяет маршрутную сеть из Санкт-Петербурга


Калейдоскоп перевозчиков 


В начале 90-х гг. на базе основных авиаотрядов Северо-Кавказского управления гражданской авиации был создан добрый десяток самостоятельных авиакомпаний. Даже в не самых перспективных с точки зрения развития авиации аэропортах (Владикавказ, Нальчик, Элиста и др.) появились независимые базовые перевозчики. Впрочем, история развития всех южных авиакомпаний (за исключением "Донавиа", "Авиационных линий Кубани", "Волга-Авиаэкспресс" и частично "Кавминводыавиа") была связана только с самолетами российского производства предыдущего поколения и априори должна была закончиться уходом с рынка, что в итоге и произошло (табл. 1).



Таблица 1. Основные авиакомпании юга России после 1991 года

                   Авиакомпания



Читайте также:  Авиакомпания OrenAir получила назначения в Болгарию

Основной аэропорт базирования



Основной тип эксплуатируемых ВС к моменту прекращения деятельности



Прекращение деятельности



"Элиста Авиа"



Элиста



Як-40



1998 г.



Ставропольская акционерная авиакомпания



Ставрополь



Як-40



2000 г.



"Астраханские авиалинии"



Астрахань



Ту-134



2005 г.



"Алания"



Владикавказ



Як-42



2009 г.



"Эльбрус-Авиа"



Нальчик



Як-40, Як-42

Читайте также:  Возвращение в Сибирь



2009 г.



"Волга-Авиаэкспресс" / AirVolga



Волгоград



Bombardier CRJ200



2010 г.



"Кавминводыавиа"



Минеральные Воды



Ту-154, Ту-204



2011 г.



"Авиалинии Дагестана"



Махачкала



Ту-134, Ту-154



2011 г.



"Авиационные линии Кубани"



Краснодар



Як-42, Ту-154, Airbus A319, Boeing 737CL



2012 г.



"Донавиа"



Ростов-на-Дону



Airbus A319



2016 г.



"Грозный Авиа"



Грозный



Як-42



2016 г.