Петропавловск вышел в свет

В Северо-Казахстанской области Казахстана вновь открылся единственный аэропорт в регионе — Петропавловск. После многомесячного перерыва, вызванного строительными работами, первые пассажирские рейсы в Петропавловск на субсидируемой основе выполнила казахстанская авиакомпания SCAT. Петропавловский аэропорт входит в так называемую зону охвата курганского и омского авиаузлов, а также относительно близок к Тюмени. В российских аэропортах Петропавловск конкурентом пока не считают.


К независимости


Месяц назад, 16 декабря 2016 г. Республика Казахстан отметила 25-летие своей независимости. Торжественную церемонию открытия пассажирского терминала международного аэропорта города Петропавловск, прошедшую 14 декабря, приурочили именно к этой дате.


Аэропорт в административном центре Северо-Казахстанской области Казахстана, граничащей на севере с Курганской, Тюменской и Омской областями России, функционирует с 1974 г. (по другим данным, он открылся годом позднее).


Летом 2015 г. аэропорт в Петропавловске был временно закрыт из-за выявленных нарушений, в том числе влияющих на безопасность полетов. Тогда в казахстанской компании Airport Management Group (принадлежит ж/д оператору "Казахстан Темир Жолы"), управляющей воздушной гаванью Петропавловска и другими аэропортами Казахстана (например, авиаузлом Астаны), говорили ATO, что аэропорт требует глубокой модернизации.


Только в реконструкцию существующей взлетно-посадочной полосы (ВПП) размером 2500 х 42 м необходимо было вложить 4 млрд тенге (на сегодняшний день это около 715 млн руб. — Прим. ATO.ru). "На втором этапе на увеличение ВПП на 300 м, установку светосигнального навигационного оборудования и реконструкцию терминала необходимы вложения в размере 3,7 млрд тенге (660 млн руб. — Прим. ATO.ru)", — рассказывали в Airport Management Group. В итоге необходимые для модернизации средства были выделены правительством Казахстана.



Результат


Проведенная реконструкция — первая масштабная модернизация петропавловского аэропорта с момента его создания. В пресс-службе казахстанской авиакомпании SCAT — по сути, пока единственного перевозчика, выполняющего регулярные рейсы в Петропавловск, — сообщили ATO.ru, что аэропорт был закрыт на реконструкцию 15 мая 2016 г. За день до того SCAT выполнила в этот аэропорт последний пассажирский рейс.


Спустя полгода, 8 ноября, авиакомпания SCAT возобновила субсидируемые казахстанским правительством рейсы в Петропавловск из Астаны. "К этому моменту полоса уже была готова, и было произведено техническое открытие аэропорта, — объяснили в пресс-службе SCAT. — Первый рейс из Алма-Аты в Петропавловск (он также субсидируется. — Прим. АТО.ru) мы выполнили 14 декабря, в день официального открытия аэропорта".


По данным Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (МИР РК; ему подведомствен Комитет гражданской авиации) и акимата (администрации) Северо-Казахстанской области, в результате модернизации размеры ВПП в аэропорту Петропавловска теперь равны 2800 х 45 м.


"После реконструкции взлетно-посадочная полоса позволит принимать современные типы воздушных судов без ограничений", — сообщило МИР РК. Показательно, что 14 декабря рейс из Алма-Аты SCAT выполнила на самолете Boeing 737-500. Ранее на этом маршруте перевозчик предпочитал использовать Bombardier CRJ200.


Также в аэропорту проведена реконструкция рулежной дорожки и перрона, установлено светосигнальное оборудование по требованиям международных стандартов и построена новая аварийно-спасательная станция.


Модернизация пассажирского терминала Петропавловска позволила улучшить качество обслуживания пассажиров, создать условия, отвечающие требованиям безопасности, а также обновить оборудование. В пресс-службе акима Северо-Казахстанской области не смогли сообщить ATO.ru, какой была пропускная способность терминала до его реконструкции и какой она стала после ее завершения. В пресс-службе МИР РК на соответствующий запрос к моменту публикации этого материала не ответили.


Читайте также:  Авиакомпания "ИрАэро" открывает рейс Омск—Баку

Перспективы


В ходе официальной церемонии открытия отмечалось, что в 2017 г. из Петропавловска будут открыты рейсы в Россию (например, в Москву) и Европу. После выхода всей гражданской авиации Казахстана из черного списка ЕС выполнять полеты в Евросоюз могут все перевозчики страны.


"Мы гордимся тем, что именно у нашей авиакомпании самая большая сеть внутренних авиамаршрутов, которая покрывает все регионы страны, в том числе и Северо-Казахстанскую область. Для нас очень отрадно быть первой авиакомпанией, которая совершила рейс в новый аэропорт Петропавловска. Теперь мы можем активно участвовать в развитии области, предлагая пассажирам новые направления из Петропавловска, — говорит Николай Буряков, вице-президент авиакомпании SCAT по коммерции. — Мы уделяем большое внимание развитию регионов и сейчас планируем запуск большой программы субсидированных маршрутов из Петропавловска в другие города Казахстана. Помимо этого мы готовим программу по открытию новых регулярных рейсов из Петропавловска в страны ближнего зарубежья".



В развитии петропавловского аэропорта больше других авиакомпаний Казахстана заинтересована SCAT


Фото: SCAT



Пока же в расписании SCAT рейсы из Петропавловска есть только в Астану и Алма-Ату. На сегодняшний день на этих маршрутах перевозчик использует самолеты CRJ200.


В Казахстане редко публикуют в открытом доступе показатели операционной деятельности каждого аэропорта. Наиболее свежие данные по Петропавловску свидетельствуют о том, что в 2014 г. он обслужил 17 тыс. пасс. За первые три месяца 2015 г., по данным официального сайта Северо-Казахстанской области, услугами воздушной гавани воспользовалось 1,3 тыс. чел. Учитывая, что в этом регионе Казахстана проживает более полумиллиона населения, аэропорту есть куда развиваться.


По соседству


Через 200-тысячный административный центр Северо-Казахстанской области проходит федеральная автодорога Р-254 "Иртыш": Челябинск—Курган—Петропавловск—Омск—Новосибирск.


Расстояние между Петропавловском и Курганом по автодороге составляет 269 км, между Петропавловском и Омском — 286 км. В каждом случае это значительно меньше, чем расстояние в 498 км между Петропавловском и ближайшим к нему узловым аэропортом в Казахстане — Астаной. Даже путь из Петропавловска в Тюмень кажется более близким — 456 км.


Таким образом, не исключено, что в перспективе развитие аэропорта Петропавловск теоретически может оказать влияние сразу на три российских авиаузла. Чтобы разобраться, действительно ли это так, мы обратились в каждый из упомянутых аэропортов.


Самый близкий


Среди российских аэропортов ближе всего к петропавловскому расположен аэропорт Кургана — 252 км. По итогам 2016 г. он еще не отчитывался. По информации Росавиации, в 2015 г. курганский аэропорт обслужил 75 тыс. пасс.


Кроме автотрассы Петропавловск с Курганом соединяет железная дорога. По данным сервиса «Яндекс.Расписания», через два города ежесуточно проходят несколько пассажирских поездов дальнего следования (время в пути 4–5 ч, цена билета — от 800 руб.); есть рейсовые автобусные перевозки.



Региональный аэропорт Кургана рассчитывает на сотрудничество с аэропортом Петропавловска


Фото: Семен Гончаров // Wikimedia



"Мы не рассматриваем аэропорт Петропавловска в качестве конкурента, пытаемся с ним сотрудничать. Я лично знаком с министром транспорта Северо-Казахстанской области (вероятно, имеется в виду руководитель Управления пассажирского транспорта и региональных дорог акимата. — Прим. ATO.ru), с руководителем аэропорта, — сказал ATO.ru директор аэропорта Курган Дмитрий Коваленко. — Мы планируем так построить сотрудничество, чтобы наши маршрутные сети в международном секторе по возможности не пересекались. Например, в 2011 г. из Кургана летала "Авианова" (сертификат эксплуатанта этого российского лоукостера аннулирован пять лет назад. — Прим. ATO.ru), и мы даже с ними договаривались о запуске специального автобуса к этим рейсам, а с "Авиановой" планировали открыть в дополнение к трем рейсам в неделю четвертый".

Читайте также:  Воздушная гавань Города мира


Отметим, что на сегодняшний день у аэропорта Курган нет международного статуса. Но с открытием международного пункта пропуска (скорее всего, это произойдет в 2018 г.) авиаузел планирует запустить рейсы в Петропавловск.


"Между Петропавловском и Курганом у нас есть потребность в авиаперевозках — правда, небольших. Есть определенный пассажиропоток и грузопоток тоже. В Курганской области проживает довольно много казахов. Они активно общаются со своими родственниками. Отношения Кургана и Петропавловска всегда были хорошие — Северо-Казахстанская область находится рядом. А они смотрят, где летать дешевле. Им что до Омска ехать, что до нас. У нас сейчас летает одна "ЮТэйр" до Москвы, а потребность у них в Москве существенная. Если у нас билеты дешевле, то из Казахстана едут к нам, если в Омске — то в Омск".


Когда в 2016 г. существовала программа летних рейсов из Кургана в Сочи и Симферополь, жители Казахстана тоже пользовались этим аэропортом. "Я не могу назвать цифру, сколько жителей Казахстана воспользовалось нашими услугами, так как мы такой подсчет не вели, но они были", — сказал Дмитрий Коваленко.


Топ-менеджер отметил, что на сегодняшний день в отличие от курганского аэропорта у петропавловского есть международный статус. Не исключено, что после получения международного статуса аэропорт Кургана будет "раскачивать свой будущий пассажиропоток" в том числе через аэропорт Петропавловска, то есть "отправляя пассажира туда или, может быть, забирая обратно".


"Возможны разные варианты, посмотрим, как будут развиваться аэропорты, как будут в целом развиваться экономики наших стран", — подытожил директор курганского аэропорта.


Немецкими маршрутами


Международный аэропорт Омска расположен в 266 км от аэропорта Петропавловска, то есть всего на 14 км дальше, чем от казахстанского авиаузла находится аэропорт Курган.


В так называемую зону охвата омского аэропорта кроме Петропавловска входят еще две воздушные гавани на севере Казахстана — Кокчетав (Акмолинская область; 303 км) и Павлодар (Северо-Восточная область; 395 км от аэропорта Омск).


Жители трех казахстанских регионов постоянно пользуются услугами омского аэропорта. "В каком количестве — сказать сложно, учет сам по себе затруднен, но в пределах 20–50 чел. ежедневно точно", — сообщил ATO.ru Самир Ансаров, замгендиректора омского аэропорта.


Можно прикинуть, что ежегодно аэропорт Омска обслуживает 7–18 тыс. чел. из северных регионов Казахстана. По итогам 2016 г. омский аэропорт отчитался, что его услугами воспользовались 831 тыс. пасс. Таким образом, в его общем пассажиропотоке жители Казахстана составляют не более пары-тройки процентов.


Между Петропавловском, Кокчетавом и Павлодаром курсируют специальные автобусы до аэропорта Омск. Их организуют как омские, так и казахстанские транспортные предприятия. По оценке Ансарова, стоимость билета на эти автобусы находится в пределах 500–800 руб.


Некоторые жители Казахстана доезжают до омского аэропорта на собственных автомобилях. Кроме того, между Петропавловском и Омском существует регулярное пассажирское ж/д сообщение. Если повезет, то билет на поезд можно купить примерно за 500 руб., следует из данных сервиса «Яндекс.Расписания». Время в пути составит около 5 ч. Казахстанцы предпочитают приезжать в Омск под утренний разлет рейсов.



Омск — одно из регулярных международных направлений казахстанской авиакомпании Air Astana


Читайте также:  Пассажиропоток Толмачево за январь–февраль возрос на 33,3%

Фото: Максим Гольбрайхт



Рассуждая о Петропавловске, Самир Ансаров отметил, что по объективным причинам этот казахстанский аэропорт пока не конкурирует с омским: "Во-первых, петропавловский аэропорт предлагает пока внутренние рейсы по Казахстану. Во-вторых, рядом есть более крупный аэропорт Астана с базовыми перевозчиками Air Astana и SCAT, предлагающими из него более широкую маршрутную сеть".


Основные "потребляемые" маршруты из Омска для жителей северных регионов Казахстана — Москва, Санкт-Петербург и города Германии (Дюссельдорф, Ганновер и Мюнхен). Интерес к рейсам в Германию не в последнюю очередь обусловлен тем, что в Казахстане живут так называемые казахстанские немцы — этническая община численностью почти 200 тыс. чел.


"Если посмотреть стоимость перелетов по данным маршрутам из Казахстана (например, если жители Петропавловска, Павлодара и др. полетят через Астану) или Омска, то тарифы на авиаперевозку из Казахстана выше почти в два раза и более. Соответственно, им выгоднее и удобнее летать через Омск", — объяснил Ансаров.


Замгендиректора омского аэропорта не исключил, что в перспективе аэропорты Северного Казахстана могут составить конкуренцию Омску (и не только) по некоторым маршрутам: "Особенно это становится актуальным, когда Еврокомиссия вычеркнула казахстанские авиакомпании из черного списка ЕС (об этом стало известно в декабре 2016 г. — Прим. ATO.ru). К примеру, это даст авиакомпании SCAT возможность открыть полеты в европейские страны, чего она давно хочет".


Самый дальний


Кроме Курганской и Омской областей северо-казахстанский регион Казахстана граничит с Тюменской областью.


По итогам прошлого года международный аэропорт Тюмени — Рощино обслужил более 1,5 млн пасс. В январе 2017 г. в нем полностью открыли новый терминальный комплекс. Прогнозные данные по пассажиропотоку Рощино к 2025 г. — 3 млн чел. (подробнее о перспективах развития аэропорта см. статью в декабрьском номере АТО).


Маркетологи тюменского аэропорта не включают Петропавловск в зону его охвата из-за отдаленности казахстанского аэропорта. Крайним аэропортом-конкурентом на юге в Тюмени считают Курган, который находится в 190 км от Рощино.



В Рощино на развитие северных казахстанких аэропортов внимания пока не обращают


Фото: Иван Ураков



"Петропавловск больше тяготеет к Омску. Пока развитие этого казахстанского аэропорта вряд ли будет на нас как-то влиять. Но если его развитие будет идти бурными темпами, например они откроют большую маршрутную сеть, тогда конкуренция, возможно, будет. Но это явно не в ближайшей перспективе, так как создание хорошей сети требует времени. Кроме того, этому может помешать наличие таких сетей в узловых аэропортах Казахстана — Астане и Алма-Ате. Поэтому у петропавловского аэропорта, вероятно, будет ограниченное число направлений", — сообщил в разговоре с ATO.ru Михаил Русаков, начальник отдела авиационной деятельности аэропорта Рощино.


Впрочем, по словам специалиста, тюменским аэропортом граждане Казахстана редко, но все-таки пользуются. Посчитать их долю в общем пассажиропотоке тюменского аэропорта достаточно сложно.


Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>

Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.

Как казахстанцы в случае отсутствия собственного автотранспорта добираются до Рощино, тоже неясно. Сервис «Яндекс.Расписания» прямых автобусных, ж/д и авиарейсов между Тюменью и Петропавловском не выдает. Между аэропортами этих городов почти 360 км. Михаилу Русакову неизвестно о каких бы то ни было специальных автобусных рейсах из Северо-Казахстанской области в аэропорт Тюмени.